+7 (495) 777 26 96
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
ВЫДАНО МИКРОЗАЙМОВ
НА СУММУ руб.

09.10.2014

Доступность финансовых услуг в России

7 октября 2014 года в отеле «Ритц-Карлтон Москва» состоялось публичное мероприятие, посвященное обсуждению проблем доступности финансовых услуг в России.

Организаторами мероприятия выступили Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), Консультативная группа помощи малообеспеченным (CGAP, Всемирный банк), Beyond Philanthropy GmbH и Российский Микрофинансовый Центр (РМЦ).

На мероприятии прошла презентация результатов исследования, проведенного в апреле-июне 2014 года НАФИ при поддержке CGAP, Beyond Philanthropy GmbH и РМЦ, «Финансовая доступность в России: взгляд потребителя». Также в рамках мероприятия была организована дискуссия на тему защиты прав потребителей финансовых услуг как приоритета регуляторных инициатив в России с целью повышения финансовой доступности.

Открыла мероприятие приветственным словом Елена Стратьева, директор РМЦ. Анна Зеленцова, координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», сопредседатель Глобального партнерства по повышению финансовой доступности Группы двадцати, присоединилась к приветствию участников мероприятия и в своем выступлении обозначила основные задачи Группы двадцати в области расширения доступа к финансовым услугам, повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей.

Исследование, представленное в первой части мероприятия Ольгой Томиловой, региональным представителем CGAP по Восточной Европе и Центральной Азии, Гузелией Имаевой, директором НАФИ, и Ириной Лобановой, руководителем Департамента исследований банковского сектора НАФИ, явилось продолжением проведенного CGAP исследования финансовой доступности в России в 2012 г., которое выявило необходимость получения более полных и подробных данных по ситуации с финансовой доступностью в стране для лучшего понимания характеристик и потребностей тех групп населения, которые не охвачены или недостаточно охвачены финансовыми услугами.

Исследование ставило перед собой цель предоставления актуальной и достоверной информации в отношении физической доступности и использования финансовых услуг, а также некоторых аспектов, связанных с качеством финансовой доступности, оцениваемым как по стандартизированным международным параметрам (показатели финансовой доступности G20), так и с точки зрения конечного пользователя и поставщиков финансовых продуктов.

Результаты исследования показали, что доступность финансовых продуктов и услуг в России в настоящее время находится на сравнительно невысоком уровне. С одной стороны, доля трудоспособного населения, охваченная различными кредитными, карточными и сберегательными продуктами и услугами достаточно высока и составляет 77% (для страховых продуктов данный показатель значительно ниже – 57%). В то же время, пользование такими продуктами нельзя назвать активным: наибольшей популярностью у потребителей пользуются услуги, оформление которых, как правило, регламентировано законодательством или определяется третьими лицами – зарплатные карты (44%), ДМС, оформленное работодателем (17%), ОСАГО (22%).

Одним из наиболее значимых барьеров к пользованию финансовыми услугами является уровень доверия к их поставщикам: наибольшим доверием у потребителей пользуются банки (74% россиян доверяют им), данный показатель у других игроков рынка – страховых и инвестиционных компаний, микрофинансовых организаций – значительно ниже (44%, 21% и 14% соответственно). В первую очередь, такие показатели объясняются низкой осведомленностью населения о деятельности таких организаций и неуверенностью в наличии возможности защитить свои права при возникновении каких-либо проблем.

Данный факт особенно интересен в рамках анализа параметров, по которым сами потребители и поставщики определяют уровень доступности финансовых услуг. Важнейшими барьерами к пользованию финансовыми услугами для потребителей являются высокая сложность финансовых продуктов и отсутствие унифицированного представления их характеристик и условий пользования, а также надежность поставщика как организации, деятельность которой прозрачна и понятна для её клиентов. С точки зрения поставщиков услуг, основными барьерами к финансовой доступности являются высокая стоимость продуктов и услуг, их ограниченный ассортимент и физический доступ к различным сервисам и каналам.

Также серьезной проблемой остается низкий уровень финансовой грамотности населения, который приводит к тому, что многие потребители не понимают различий между продуктами или даже не осознают, что пользуются некоторыми из них; в частности, путают различные виды автострахования, дебетовые и кредитные карты, обязательное и дополнительное медицинское страхование.

Особого внимания заслуживают тенденции пользования финансовыми услугами – россияне гораздо более активно пользуются кредитными услугами (39%) по сравнению со сберегательными (24% или 15%, если исключить счета до востребования). Особенно ярко эта тенденция проявляется среди самого малообеспеченного сегмента (менее 3000 руб. на человека в месяц), в котором число пользователей сберегательными услугами в пять раз меньше, чем среднем по стране, но при этом число пользователей краткосрочными кредитами примерно такое же, как и среди других категорий пользователей. Следует также отметить, что среди самого малообеспеченного сегмента наблюдается самая высокая доля тех, кто не пользуется никакими финансовыми услугами – 53% по сравнению с 23% в среднем по России.

Более подробную информацию о результатах исследования вы можете получить в отчете «Финансовая доступность в России: взгляд потребителя» (взято с сайта http://www.cgap.org/publications/financial-inclusion-russia-demand-side-perspective).

Источник: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=4424

Возврат к списку